dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Подробно здесь

мансардные окна в крышу цена подробно здесь

Роль сказки в социализации личности

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальный норм. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. 

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  1.  интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  2. способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;
  3. сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

  • имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
  • игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
  • групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Социализация - социальная адаптация, это означает соответствие человека социальным требованиям, которые предъявляют к нему.

Таким образом, для эффективного взаимодействия в обществе надо обладать определенным набором навыков и знаний, необходимых для существования. Начнем издалека, подходя к сказке. На начальном этапе у ребенка формируется наглядно-действенное мышление, конечным этапом которой является орудийная деятельность. Затем на основе переложения опыта действия с предметами формируются инвариантные свойства предметов и их схематические образы. Параллельно с мыслительным процессом формируется речевой процесс. Затем эти два процесса сливаются и обогащают друг друга. Слово в себе фиксирует обобщение и набор инвариантных свойств объекта, тем самым стимулируя нахождение и выделение этих основных свойств. Так же слово фиксирует образ объекта и способствует развитию памяти. При наглядно-действенном мышлении приоритетной потребностью деятельности является координация движений, их четкая ритмичность. Ритмичность необходима при ползанье, ходьбе и ряде манипуляторных, последовательных действий. На данном этапе развития ребенка ему помогают ритмизованные стишки, песни-потешки. Данный вид фольклорного творчества способствует организации движений, эмоциональной сферы. Затем при лучшем усвоении слов содержит слой простой культуры, обычаев, простого социального взаимодействия. В этих коротких произведениях уже можно отметить сказочные элементы в виде замещения отношений между людьми отношениями между животными. Данный метафорический прием используется во всех сказках, что способствует с одной стороны более простому восприятию и проецированию межличностных отношений, с другой развивает символизацию, замещение одного предмета другим, что в дальнейшем развивает способность абстрагирования.

                Педагогический подход к воспитанию ребенка с помощью сказки в психологии называют сказкотерапией. Это практическое направление с хорошо развитыми практическими данными и слабым теоритическим обоснование, как отмечает И.В. Вачков. Как отмечает он же сказка выполняет две задачи: «задачу зеркала» и «задачу кристалла». Сказка помогает взглянуть на себя, на свои отношения со стороны, тем самым развивает самосознание.  Сказка помогает увидеть по другому свои отношения и отношения между людьми, тем самым способствуя выстраиванию новых более конструктивных отношений.

                С помощью сказки разработана специальная адаптация детей с ЗПР, которая основана на последовательном включении в деятельность ребенка сказок разного типа. Начиная с стишков-потешек, которые способствуют развитию моторики, переходят к сказкам формирующие пространственные представления и представления границ. Сказка «колобок» - формирует пространственное представление. Сказки «рукавичка», «теремок» формируют представления о границах. В сказках «теремок» и «рукавичка» нет главного героя, не отображены характеры, в них есть только проблемная ситуация и те кто ее создают. Следующий уровень сказок это сказки о социальных границах – правилах, например, «кот, петух и лиса» или «лиса и снегурочка». Эти сказки формируют противоположности можно-нельзя и свой-чужой, наглядно объясняя, почему так. Следующий уровень направлен на осознание эмоциональной сферы ребенка. Постепенно сказка переходит  от взаимоотношений зверей к отношениям людей, затем к отношениям людей с разным социальным положением. Таким образом, сказки формируют представления о социальных взаимоотношениях.

                В каждой сказке всегда ставиться проблема, которая социально значима и, как правило, разрешается и заряжает оптимизмом. Юнгианская школа отмечает, что сказки через разрешение семейного конфликта приводят человека к воссоединению бессознательных структур с сознательными структурами и гармонизируют их взаимодействие.

                Сказки помогают осознанию себя, своей эмоциональной сферы, взаимоотношений людей, причин поведения людей, морально-этическому воспитанию, разрешению внутренних и социальных проблем.  Сказки содержат в себе аккумулированный опыт людей, тем самым способствуют социализации.

Обсуждение

Войдите:
Эдуард 26 Декабрь 2011, 18:31

Ну и чего же у современных малышей нет сказок хороших и в достаточном количестве. кто-нибудь помнит, когда в последний раз по Центральному ТВ показывали Колобка?

Даниил Костин 26 Декабрь 2011, 21:15

Сказок хороших много!!!
Есть сборник сказок Афанасьева - это литературно не обработанные русские народные сказки, но лучше посмотреть в интернете с какого возраста какие сказки читать.
Мультфильмы не развивают воображение. Лучше всего ребенок усваивает сказки, когда их ему читают родители!