dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Мед центре Гармония

Квалифицированные специалисты психологи в мед центре Гармония - семейные психологи в Краснодаре

Семейное консультирование

1. Признаки нормально функционирующей семьи.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Признаки:

  1. Нормы в семье - не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи.
  2. Удовлетворение всех базисных потребностей её членов.
  3. Взаимная поддержка - с одной стороны, автономия - с другой.
  4. Тесная эмоциональная привязанность всех родственников.
  5. Роли членов семьи не конкурируют, а дополняют друг друга.
  6. Отсутствие стойких подгрупп и объединения одних членов семьи против других.
  7. "психологический иммунитет" к неблагоприятным влияниям среды и психическим травмам.

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. А. Н. Обозова (1976) считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Хотелось бы добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

2. Параметры семейной системы (по М. Боуэну).
Мюррей Боуэн выделяет 2 параметра семьи: уровень тревоги и уровень дифференциации "Я"
Уровень тревоги. Уровень тревоги - своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей. В высоко тревожной системе члены семьи разрабатывают поведенческие паттерны, направленные на снижение тревоги: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов.
Дифференциация "я" - Уровень дифференциации "я" определяет, насколько эмоции и интеллект слиты. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Люди, у которых эмоции и интеллект слиты, могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Эти 2 параметра взаимодействуют. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить способность к нормальному интеллектуальному функционированию даже при небольшой тревоге. Чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

Другие параметры по Боуэну:
Триангуляция. Эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, - снижение тревоги в социальной системе (семье или организации) Пример: жена, поссорившись с мужем, эмоционально объединяется со своей матерью, жалуется ей на мужа, получая от нее эмоциональную поддержку. Затем в какой-то момент ссорится с матерью, мирится с мужем, начинает дружить с ним "против" матери. Другим примером может служить появление симптоматического поведения у ребенка при возрастании напряжения в родительской диаде.

3. Границы семьи. Примеры.
Границы внешние и внутренние - это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни.
Любая система имеет границы.
Внешние границы - насколько семья отделена от общества. В норме внешние границы способствуют формированию идентичности семьи.
Внутренние границы - это границы внутри семьи для каждого члена. В норме они способствуют структурированию психологического пространства семьи.
Границы бывают жесткие, размытые, проницаемые. Причем на внешнем и внутреннем уровне они могут быть разными.
Жесткие на внешнем уровне – внешние влияния не допускаются в семью, правила не изменены. Страх перед внешним миром. При жестких границах размыты внутренние границы, требования диктуются родителями детям.
Размытые внешние границы предполагают, что семья становится проходным двором. Например, семья алкоголиков.
Размытые границы внутри – ребенку не дают простаивать свое пространство.
В норме границы должны быть взаимопроницаемыми. Когда нужно, они открываются.
Если внешние границы жесткие, внутренние, как правило, размытые и наоборот.

Пример семьи с жесткими внешними и размытыми внутренними границами: семья со строгими родителями. Родители диктует детям, с кем им общаться, на ком жениться, никуда не пускают. дети не могут им возразить.
Пример семьи с размытыми внешними и жесткими внешними границами: члены семьи мало общаются друг с другом, никто не интересуется, что происходит в жизни у другого, каждый живет сам по себе. Члены семьи уходят и приходят.

4. Границы семейных систем
Каждая семья сталкивается с необходимостью установления определенных правил. Взаимодействуя друг с другом, супруги обозначают свое личное и общее пространство. Выстраиваются границы семейной системы, границы между поколениями в одной семье или между разными семьями. Так, например, в одной семье может быть представлено три поколения: дети, родители и их родители - бабушки и дедушки. Создается определенная иерархия, в которой распределяются роли и правила отношений, обозначается глава семьи.
Семейная система включает в себя подсистемы:

  • супружеская подсистема – муж и жена,
  • родительская подсистема – тоже муж и жена, но функционирующие не как супруги, а как родители ребенка,
  • сиблинговая подсистема – отношения братьев и сестер,
  • члены семьи как отдельные люди.

Правила о которых договариваются члены семьи гласно или не гласно и означают границы взаимодействия. Нарушение этих правил приводит к нарушению границ и конфликтам.

5. Функции семьи.
Функция– это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи и родственников, но и для общества в целом (Эйдемиллер и др., 2003).
Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внешним окружением (Фримен, 2001).
Разделяют два основных аспекта семейного функционирования:

  1. актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением;
  2. поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Основными функциями семьи являются (Гребенников, 1991; Мацковский, 1989):

  • репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
  • экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
  • воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
  • коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха);
  • хозяйственно-бытовая, социально-статусная;
  • эмоциональная, сексуальная сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения.

6. Определение расширенной семьи, примеры.
Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями.
У нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как
правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
Для современного мира характерен переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;

7. Семья как система. Законы развития семьи как системы.
Семья рассматривается как система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих плное удовлетворение потребностей членов семьи.
С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы - те, которые функционируют автономно. Открытые - которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить - она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет - системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.
Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир - первый психолог, ставший воздействовать на всю семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин - психология семьи. Он изучал структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция - важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция - образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные - функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. – дисфункциональная.
Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

Семья включает3 подсистемы:

  1. Подсистема супружеских отношений
  2. Подсистема детско-родительских отношений.
  3. Подсистема сиблинговых отношений (если несколько детей)

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам:

  1. Закону гомеостаза (стремление к постоянству). Семья стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних.
  2. Закон развития. всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

8. Семейные правила. Примеры.
Семейные правила. Семью можно рассматривать как систему, функционирующую по определенным правилам. Ее члены ведут себя в соответствии с организационной моделью повторяющихся действий. Некоторые семейные правила устанавливаются открыто, например: «Дети не должны разговаривать, когда говорят взрослые», «Стучи перед тем, как открыть дверь», «Нельзя есть продукты из холодильника без разрешения мамы», «Никогда не повышай голоса», «Нельзя бить девочек» и т. д. Другие правила скрытые, они обычно выводятся из повторяющихся ситуаций, которые происходят в семье. Скрытые правила очень сильны, так как они устанавливаются негласно и создают ощущение загадочности: «Не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму», «Девочки должны приучаться к обязанностям по домашнему хозяйству, в то время как мальчики должны выполнять мужскую работу».
Правила, заданные социумом и культурой, разделяют многие семьи, а бывают правила уникальные для данной семьи. Культурные правила семейной жизни известны всем: например, все знают, что родители не должны заниматься любовью на глазах у детей. Уникальные правила известны только членам семьи.
Правила касаются самых разных сторон семейной жизни – от распределения ролей, функций и мест в иерархии до распорядка дня и позволения открыто выражать свои мысли и чувства. Правила показывают, что в семье можно делать, а что нет, что считается хорошим и плохим, то есть они представляют собой элемент семейной идеологии.
Правила передаются в новую семью – правила ведения хозяйства, семейного бюджета, разрешения конфликтов.
Правила возникают на разных стадиях жизненного цикла, нередко противоречат друг другу, и поэтому близкие постоянно должны о них договариваться. Бывает и так, что своим неконструктивным поведением члены семьи провоцируют установление правил, их не

9. Иерархическая структура семьи.
Иерархическое строение - основной параметр ролевой структуры семьи.
Ролевая структура семьи определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении всего цикла семьи, и определяет распределение ролей и установление главенства.
Авторитарная система отношений - сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи
Демократическая система отношений - равноправное участие всех членов.
Для современной семьи характерна тенденция перехода от авторитарной к демократической системе.
Главенство может носить единоличных характер, но так же может быть совместной. Единоличная форма неэффективна, но в кризисные периоды может оказаться полезной
Главенство бывает фактическое и формальное. В случае их расхождения возникают конфликты. Часто бывают ситуации, когда фактическое главенство приписывается мужу, а фактически главная - жена.
Главенство зависит от распределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем.
Обратная сторона отношений власти как доминирования - принятие ответственности главы за благополучие семьи.
Классификация семей по характеру доминирования:

  1. Отец (патриархальная семья)
  2. Мать (матриархальная семья)
  3. Ребенок (детоцентрическая семья)

10. Закон гомеостаза. В какие периоды своего существования семья живет по этому закону?
Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить “status quo”. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п.
Семья живет по этому закону в стабильные периоды между кризисами.

11. Примеры смешения ролей в многопоколенных семьях.
Межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

12. Закон развития. В какие периоды своего существования семья живет по этому закону?
Смотри вопрос 7. Семья как система. Законы развития семьи как системы.

13. Модели современной семьи. Какие вы видите опасности в воспитании ребенка в каждой модели?
За последние десятилетия очень заметно возросло разнообразие моделей современной семьи. Доля патриархальных семей, с четким разделением внутрисемейных ролей на «мужские» и женские» и доминированием мужчины в области принятия решений практически во всех областях семейной жизнедеятельности, уменьшается. Все большее распространение получает эгалитарный брак, в котором супруги равны в своих правах и равно уважают друг друга. В таких семьях хорошо развита взаимопомощь супругов, мужья активно и результативно включены в домашнюю работу и воспитание детей, они положительно и заинтересованно относятся к профессиональной деятельности жены. Одновременно заметную популярность во многих странах, в том числе - России, приобретает гражданский (незарегистрированный) брак, характеризующийся субъективно меньшей степенью взаимной ответственности и стабильности. Кроме этого в России заметно выросло количество неполных семей и семей матерей-одиночек, что неблагоприятно сказывается на формировании гендерной идентичности.

14. Игра (по Э. Берну). Примеры.
Э. Берн определяет понятие игра через  термин трансакция - единицу общения следующим образом: «Такие последовательности трансакций, основанные не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп». Для  Э. Берна  игра выступает как способ структурирования времени в ряду других способов как ритуал, времяпровождение, близость и деятельность. Каждый из членов социальной группы стремиться в коммуникации с другими членами группы получить удовлетворение от трансакций. Поэтому и игра, по Берну, непосредственно связана с трансакциями и ими определяется: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох».

Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп. Игра даже может быть опасной для ее участников, смотря какая цена проигрыша.
Времяпрепровождения и игры - это не истинная близость. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Примеры супружеских игр.
"пакет с завтраком" – Муж, который вполне в состоянии позавтракать в дорогом ресторане, тем не менее каждое утро делает несколько бутербродов и уносит к себе в контору в бумажном пакете. Для этого он использует хлебные корки, остатки вчерашнего обеда и бумажные пакеты, которые сберегает для него жена. Это обеспечивает ему полный контроль над финансами семьи – разве жена посмеет купить себе норковый палантин перед лицом такого самопожертвования?
"Суд" Муж начинает жалобно: "Позвольте мне рассказать вам, что она (имя жены) сделала вчера. Она взяла..." и т.д. и т.п. Жена, защищаясь, отвечает: "Вот как было на самом деле... И к тому же он... и вообще в то время мы оба..." и т.д. Муж галантно добавляет: "Я рад, что вы можете выслушать обе стороны. Я хочу только справедливости". В этот момент советник рассудительно говорит: "Мне кажется, что если мы подумаем..." и т.д.
В такой игре муж в глубине души понимает что не прав, но хочет доказать третьему лицу свою правоту.
"фригидная женщина". Жена соблазняет мужа, а когда он реагирует на соблазнение, она жалуется, что ему от неё нужно только одно
"загнанная домохозяйка". Жена берет на себя слишком много работы, выдыхается, мужу стыдно.
Так же игры: "тупик", "если бы не ты", "видишь как я старался", "дорогая"

15. Характеристики  человеко-ориентированной  семьи.
17. Характеристики  социо-ориентированной  семьи.


Факторы

Социоцентрированная семья

Человекоцентрированная семья

Характеристика системы

Закрытая, статичная, фиксированная

Открытая, динамично-развивающаяся

По направленности

Служение обществу. В отношении ребенка – социализация.

Служение человеку. Индивидуализация.

Транслируемые ценности

Социально-обусловленные, социально-одобряемые

Личная свобода и ответственность человека

Отношение ко времени

Настоящее выстраивается, ориентируясь на прошлое

Настоящее выстраивается, ориентируясь на будущее

Коммуникативные установки в семье

Условное принятие (если ты это делаешь, то ты хороший)

Безусловное принятие

Характер эмоциональных отношений

Идентификация-симпатия-антипатия - ненависть

Эмпатия (безоценочная заинтересованность в другом), активное слушанье

Аутокоммуникация

Условное самопринятие при вытеснение из сознания содержания, выходящего за рамки заданного

Безусловное принятие себя (аутентичность, конгруэнтность).

Суть отношений

Социально санкционированный институт

Сущностный выбор

 
16. Какие виды взаимодействия нарушаются в проблемных семьях? Примеры.
Может не то..
К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных
аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.
Типы дисфункциональных семей:

  • несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;
  • коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме друг с другом и нарушающие баланс и функционирование семьи в целом.
  • коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;
  • дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;
  • семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

Характеристики здоровой семьи по Боуену

  1. Оптимальный уровень дифференцированности, автономности членов семьи.
  2. Низкий уровень тревоги.
  3. Четкие границы между поколениями при наличии хорошего эмоционального контакта и связей между всеми поколениями.
  4. Эмоциональное состояние семьи не зависит от кого-то одного.
  5. У каждого члена семьи нормально пройден этап сепарации.
  6. Каждая диада может справляться с проблемами без привлечения третьего, т.е. без триангуляции.
  7. Каждый может общаться с другим как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

18. Причины возникновения семейных  конфликтов и возможные способы их разрешения.
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития каждого поколения, системы семейных ценностей членов семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами её семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей и потребностей.
Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:

  • разные взгляды на семейную жизнь;
  • неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
  • пьянство одного из супругов;
  • неверность;
  • неуважительное отношение друг к другу;
  • нежелание участвовать в воспитании детей;
  • бытовая неустроенность;
  • неуважение к родственникам;
  • нежелание помогать по дому;
  • различия в духовных интересах;
  • эгоизм;
  • несоответствие темпераментов;
  • ревность и т. д.

Важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
Адекватность отражения конфликта.
Часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным отражения восприятия относятся:
Категоричность – видение отношений с супругом (супругой) в "черно-белых тонах". Если в каком-то аспекте брака определяется проблема - Вы склонны считать, что брак обречен. И наоборот, если в какой-либо сфере отношений есть прогресс, то Вы совершенно спокойны за брак в целом.
Пессимизм – Вы замечаете, и придаете значение только негативным моментам и игнорируете позитивные стороны Вашей супружеской жизни. Ваши прогнозы на совместное будущее достаточно мрачные.
Субъективизм – Вы игнорируете очевидное, оперируя "собственными" фактами. Вы привыкли использовать свои чувства, как доказательства чего-либо.
Легкомыслие– Вы уверены, что проблемы не существует или что отдельные, имеющие место, факты не имеют для Вашего брака никакого значения.
Идеализм – у Вас романтический взгляд на жизнь. Ваши ожиданиями в отношении себя, партнера и брака в целом, не реалистичны.
Нереальные требования – Вы требуете от супруга быть таким, каким ВЫ хотите его видеть. Наиболее распространенные слова в Вашем лексиконе "должен" и "обязан".
Ориентация на комфорт – Вы относитесь к браку, как к инструменту удовлетворения только своих потребностей и повышению уровня только своего комфорта.
Застревание – Вы "зацикливаетесь" на одном, чаще негативном, событии и в дальнейшем рассматриваете отношения с супругом через "призму" данного события.
Фатализм – Вы отказываетесь что-либо менять в своем браке не потому, что Вас все устраивает, а потому, что "ничего изменить невозможно". Принцип "что будет - то и будет".
Консерватизм – Вы рассматриваете брак, как сложившийся стереотип отношений. Внешние воздействия вызывают у Вас тревогу. Мысли о том, что нужно что-то менять - страх.
Жертвенность – Вы рассматриваете брак с позиции жертвы и необходимости постоянно чем-то жертвовать: для сохранения брака, ради кого-то или чего-то. Классический пример: ради детей.   Основная ошибка заключается в том, что дети, перенимая Ваш способ взаимоотношений, реализуют его в своих семьях, обрекая себя на ту же роль "жертвы" (принцип негативного программирования).
В любом конфликте оба партнера испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой - у оппонентов есть более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих отношений, а также стремление к взаимопониманию и согласию.
Зная об этом, в ситуации конфликта необходимо внимательно проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.
Открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
Это основное условие конструктивного разрешения конфликта. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмысленно пытаться что-то решать, главное - не обидеть и не унизить партнёра.
Взаимное выражение чувств может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. А так же, следует избегать угроз, лжи, попыток манипуляции партнером, потому что эти действия продиктованы стремлением взять верх над противником, а не добиться обоюдного согласия.
Создание климата взаимного доверия и сотрудничества.
Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего к сотрудничеству.
Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько
19. Характеристика  патриархальной семьи.
Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях.
Патриархальность семьи основывалась на том, что основные функции жизнедеятельности семьи перекладывались на мужа (отца), который выступал как добытчик, как кормилец своего рода. Его должны были слушаться, подчиняться. Дети просили разрешения и милости за провинности у отца и не могли его ослушаться.

20. Как Вы понимаете выражение С. Минухина «Мы женимся на болезнях другого»?
Хорошенько приглядись к его слабостям.Не надейтесь его перекроить. Лучше подумай, готова ли ты, смириться с имеющимися у него недостатками. Решите для себя, с какими его проблемами вы сможете жить, а с какими нет? Вы выходите замуж не для того, чтобы его переделывать.

21. Семейный миф и семейная история (по М. Боуэну). Охарактеризуйте и сравните эти понятия.
Семейный миф - определенное соглашение между членами семьи, которое может быть проговоренным, либо часто это негласное, неосознаваемое соглашение которое поддерживает семейное единство, формирует образ семьи, регулирует семейные правила, определяющие характер коммуникации .
Семейные мифы существуют как в хорошо функционирующих, благополучных семьях, так и в плохо функционирующих - дисфункциональных семьях.
Семейный терапевт А.Я.Варга приводит следующие примеры распространеных мифов:
Миф "Мы - дружная семья"- призывает членов семьи к единству. Обычно такой миф возникает, когда семья переживает экономические, социальные трудности и вынуждена сплачиваться для борьбы с внешними стрессами. В такой семье могут существовать правила: "Дом - наша крепость", "Один за всех - все за одного", "Разлучаться нельзя", "Окружающий мир опасен, полон врагов".
Семейная история (тема) – это специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Этот параметр впервые начал изучать Мюррей Боуэн (Bowen, 1978), который показал, что со временем в семье происходит накопление дисфункциональных паттернов, что, в конце концов, приводит к патологии ее членов (концепция «трансмиссии»).

22. Какое влияние оказывает на семью рождение ребенка?
Когда ребенок рождается, семья сталкивается с кризисом. Наиболее мощный кризис семьи – появление первенца. Если раньше финансовые потоки шли от обоих, то теперь мать прекращает работать. Раньше домашние функции лежали на матери, то сейчас их больше берет на себя отец.
Те взаимоотношения, которые уже сформировались, –  с появлением нового члена семьи нужно эти отношения менять. Поэтому, когда женщина узнаёт, что она скоро станет мамой, она переживает не только радость и счастье, а также чувства тревоги, неуверенности и страха.
теперь он центр внимания. И, конечно же, уход за ребёнком – это не простая задача. И в этот момент от родителей требуется полная самоотдача и отказ от определённых интересов в угоду (в хорошем смысле слова) ребёнку. На этом этапе часто бывает так, что один из родителей не готов к этому. И начинаются взаимные претензии и обвинения. Поэтому хорошо, если партнёры могут сразу обсудить, кто что делает, какой вносит вклад, кого из родственников (няню) и как часто они будут привлекать, чтобы побыть вдвоём. Часто мы думаем, что это само собой разумеется, и он (она) должны понимать меня. Но лучше обсудить такие вопросы (ведь тогда больше шансов, что вас поймут).

23. Три типа эго-состояний человека (по Э. Берну). Характеристика состояния "Родитель".
структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях: 1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок; 2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый; 3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель.
Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой –предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние бывает двух видов: Контролирующий Родитель (представляет запреты, санкции) и Опекающий Родитель (представляет советы, поддержку, опёку).

24. Внешние границы семьи.
Особенности внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром. Слишком открытые семейные системы (при размытых внешних границах) похожи на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Такая семья не обеспечивает необходимый уровень комфорта и безопасности для ее членов. Но не менее опасна чрезмерная закрытость системы, являющаяся следствием ее жестких внешних границ. Члены семьи с жесткими внешними границами, как правило, отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром и могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми. Внутренние границы проявляются через различия в поведении членов семьи различных подсистем по отношению друг к другу. Так, анализ границ между поколениями отражает специфические структурные различия между ними в сплоченности и иерархии.

25. Три типа эго-состояний человека (по Э. Берну). Характеристика состояния "Взрослый".
Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Это концепция жизни через мышление. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

26. Определение нуклеарной семьи, примеры.
Нуклеа́рная семья́ (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).
В нуклеарной семье  супруги  и  их  дети составляют ядро взаимоотношений, а  кровные родственные  связи  отходят  на второй план.

27. Три типа эго-состояний человека (по Э. Берну). Характеристика состояния "Ребенок".
Эго-состояние Ребёнок – это эмоциональное начало человека, которое проявляется в двух видах. Свободный Ребёнок включает в себя импульсы, присущие ребёнку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлечённость и изобретательность. Он придаёт человеку обаяние и теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма. Адаптированный Ребёнок – это та часть личности, которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребёнка характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость. Разновидностью Адаптированного Ребёнка является Бунтующий (против Родителя) Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий дисциплину.

28. Определение расширенной семьи, примеры.
Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями.
У нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как
правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
Для современного мира характерен переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;

29. Трансакция (по Э. Берну). Дополнительные трансакции, примеры.
Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению.
Дополнительные= Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.

30. Задачи, решаемые семьей после ухода супругов на пенсию.
Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

31. Функции семьи.

  1. Репродуктивная функция
  2. Воспитание детей
  3. Хозяйственно-бытовая (удовлетворение материальных потребностей семьи). В семье происходит распределение обязанностей по финансовому обеспечению семьи
  4. Эмоциональная функция.
  5. Духовное (культурное) общение.
  6. Функция первичного социального контроля. Отвечает за выполнение социальных норм
  7. Сексуально-эротическая функция.

 Нормально функционирующая семья – семья, которая выполняется все функции.

32. Жизненный сценарий человека, пути его формирования.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, Чтобы его мечты сбылись.
Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
В намерения автора не входит стремление сводить поведение людей и всю человеческую жизнь к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек, действующий по формуле, — это уже нереальная личность. Но поскольку именно такие люди, по нашим наблюдениям, составляют основную массу человечества, мы попытаемся познакомить читателей с результатами своих исследований.
... Далее около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки. А ее муж — торговец, он много ездит. Иногда в его отсутствие Делла начинает пить. Эти загулы нередко кончаются далеко от дома. Как это обычно бывает, из ее памяти выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она узнает о том, что с ней было в различных местах, только тогда, когда приходит в себя и обнаруживает неожиданно в сумочке номера телефонов неизвестных ей мужчин. Она пугается, и ее охватывает ужас еще и потому, что в эти минуты понимает: жизнь ее может быть погублена из-за непорядочности какого-нибудь случайного партнера.
Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому если это сценарий, то именно в нем следует искать все истоки. Мать Деллы умерла, когда она была маленькой. Отец проводил все дни на работе. Делла плохо сходилась с другими подростками в школе, чувствовала себя какой-то неполноценной, жила одиноко. Но в подростковом возрасте она открыла способ обретения популярности — предаваться любовным забавам с группой мальчишек. А во взрослом состоянии ей и в голову не приходило связывать эпизоды сеновала такого далекого времени со своим настоящим поведением. Однако все эти годы в голове она сохраняла основные линии своей жизненной драмы. Акт первый: завязка — прегрешения на сеновале и ощущение вины. Акт второй:
основное действие — прегрешение и чувство вины из-за пьянства и безответственности. Акт третий:
расплата — разоблачение и наказание. Она потеряла все — мужа, детей, положение в обществе. Акт четвертый: освобождение в финале — самоубийство. Теперь, после ее гибели, все прощали и жалели ее. Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости надвигающейся угрозы. Сценарий — трагическая драма, несущая ей освобождение и примирение. Толкаемая каким-то внутренним «демоном», она нетерпеливо подстегивает свою судьбу: проклятие, смерть и прощение.
Сценарий предполагает:

  1. родительские указания;
  2. подходящее личностное развитие;
  3. решение в детском возрасте;
  4. действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;
  5. убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

33. Внутренние границы семьи.
Внутренние границы – структурированию психологического пространства семьи, что в конечном итоге дает сильный импульс к развитию. Внутренние границы семьи задаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.

34. Трансакция (по Э. Берну). Перекрестные трансакции, примеры.
В перекрестной транзакции активизируется неподходящее состояние эго, которое приводит к неожиданной реакции. Перекрестные транзакции нарушают коммуникацию. Когда они происходят, люди имеют тенденцию отстраняться друг от друга или избегать продолжения темы. Примером перекрестной транзакции является случай, когда человек, который действует от эго-состояния ребенка, надеясь на комплиментарную реакцию родителя, получает вместо этого замечание от взрослого эго-состояния другого человека:
Первый человек. Можете ли вы помочь мне нести эти сумки? Они, наверное, весят тонну.
Второй человек. Эти мешки весят приблизительно двадцать фунтов, и вы способны сами их отнести.

35. Признаки нормально функционирующей семьи.
Смотри вопрос 1. Признаки нормально функционирующей семьи.

36. Манипуляция (по Э. Берну). Примеры.
Манипуляция - это скрытое управление собеседником против его воли. Манипулятор добивается нужного ему результата путем обнаружения у оппонента недостатков и слабостей и направленного воздействия на его эмоции и чувства (по Э. Берну).
Манипуляции основаны на скрытых транзакциях.

37. Жизненный цикл семьи. Стадии ЖЦС.
Жизненный цикл семьи – закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.
Таким образом, жизненный цикл семьи, по Дюваль, состоит из следующих стадий.

  1. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара не имеет еще детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.
  2. Появление в семье детей (возраст старшего 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.
  3. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.
  4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.
  5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей – важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.
  6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.
  7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни без выросших детей, покинувших родное,«гнездо». Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей.
  8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.

Стадии развития отношений между супругами (Добряков):

  1. Стадия добрачных отношений. Люди видят другого в розовом цвете, сам человек представляет себя с лучшей стороны. Длительность 9-мес – год.
  2. Конфронтация. Снимаются розовые очки. На этой стадии может возникать мотивация рождения ребенка ради сохранения семьи.
  3. Стадия компромисса.
  4. Стадия зрелого супружеского холона (стабильность).
  5. Экспериментирование с независимостью. Совпадает с периодом личностного кризиса среднего возраста. Супруги уже чего-то достигли, но это уже начинает надоедать, и хочется сделать какой-то рывок. И люди часто меняют свою жизнь. В семье может возникнуть атмосфера рутинности.
  6. Стадия Ренессанса, или возрождения. Если супруги сохранили свои отношения, они уже поняли для чего они друг с другом. Благоприятная ситуация для рождения ребенка.

Нормативные кризисы могут быть связаны с факторами развития детей, факторами утраты членов семьи.
Ненормативные кризисы – через с них проходят не все семьи. Могут быть связаны с изменениями в социальной сфере, с насилием, изменением стиля жизни, биологических изменений.
Наступают 2 основных критических периода:

  1. Между 3 и 7 годом. Расставание с романтическими стремление, непринятие партнера, рост числа ситуаций, где супруги отстаивают разные стороны.
  2. Связан с уходом ребенка. Могут быть проблемы с сексуальной жизнью на стороне.

38. Невербальные средства общения.
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

39. Характеристика смешанной семьи. Примеры.
«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
Примером также может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна
воспитывает племянника, и т.д.
смешанные семьи, включающие такие роли, как отчим, мачеха, пасынок, падчерица, испытывают наибольшие трудности при формировании новой семейной системы.
Если в повторном браке есть дети с обеих сторон, то трудности взаимной адаптации членов смешанной семьи усугубляются конкуренцией между сиблингами, принадлежащими к различным «кланам». Прежние методы воспитания детей, пригодные в «старой» семье, оказываются недейственными в новой смешанной. Исследователи отмечают, что с наибольшими трудностями сталкиваются мачехи, поскольку именно на них возлагается роль ответственного за воспитание детей.
Супруги должны отдавать себе отчет, что отчим или мачеха займут в сердце ребенка иное, не то, что биологический родитель, место даже при условии, что они будут заботливее, внимательнее
и самоотверженней, чем его родной отец или мать

40. Семейные роли. Требования к ним.  Примеры патологические семейных ролей.
Роли должны обладать целостностью. Например, мать требует от сына, чтобы он был нежным.
В нормальной семье структура ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер (взаимозаменяема)
Выделяют три типа распределения семейных ролей (Гребенников, 1991):

  • централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов (нередко жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
  • автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
  • демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов приблизительно в равной мере.

Выделяют также два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другим. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру.
Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут ограничивать человека или могут способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:

  • индивидуальные роли на уровне семьи;
  • роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель – ребенок, подсистемы сиблингов и т. д.;
  • роли, которые семья в целом играет в обществе.

41. Семейные правила. Какие бывают, когда возникают. Примеры.
Смотри билет 8. Семейные правила. Примеры.

42. Стадия добрачных отношений (по И.В. Добрякову). В каких психологических условиях
оказывается ребенок, родившийся  этой стадии развития семьи?
Ее длительность составляет в среднем 9–12 месяцев, которые влюбленные проводят в эйфории. В это время все видится в розовом свете, в том числе и недостатки партнера: «Он такой аккуратный!», «Она всегда находит тему для разговора!». Однако по мере сближения мужчина и женщина становятся все более критичны и придирчивы. И вот, не за горами день, когда те же черты характера будут вызывать уже совсем другие эмоции: «Он такой зануда!», «Она такая болтливая!».
Если к этому моменту они успели по–настоящему сблизиться и научиться дорожить друг другом, то отношения все же не прерываются, наоборот – укрепляются. В этом случае незапланированная, случайная беременность может послужить катализатором для заключения брака.
Дальше все зависит от супругов:
– бывает, что ребенок сам по себе не представляет для женщины отдельной ценности, являясь исключительно средством решения личных проблем – скажем, способом заставить мужчину официально оформить отношения. Психологи предостерегают, что диалог между матерью и ребенком, и без того непросто налаживающийся в данном стечении обстоятельств, формируется с еще большим трудом. Если же брак не складывается, то для матери ребенок может стать символом несложившейся личной жизни и, даже не желая того, женщина может перенести на ребенка часть своей неприязни к его отцу.
– мужчина и женщина сближаются еще больше. Готовые взять на себя ответственность за новую жизнь, они заключают брак и вместе начинают создавать основу дальнейшей жизни и воспитания ребенка. Малыш, ставший причиной соединения папы и мамы, будет расти в атмосфере внимания, любви и ласки – то есть в атмосфере, способствующей максимальному раскрытию его личности.

43. Семейные мифы. Как они передаются, для чего служат.
Смотри билет 21. Семейный миф и семейная история (по М. Боуэну). Охарактеризуйте и сравните эти понятия.

44. Задачи, решаемые семьей при вступлении ребенка в подростковый возраст.
Установление в семье равновесия между свободой и ответственностью. Ребенок пытается выйти на независимость, его надо отпускать, но одновременно контролировать. Создание у родителей круга интересов, на связанных с родительскими обязанностями. Ребенок готовится к вылету из гнезда, наступает второй сильный кризис. Здесь же стоит вопрос о карьере.

45. Стадия конфронтации (по И.В. Добрякову). В каких психологических условиях оказывается ребенок, родившийся на этой стадии развития семьи?
Молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет определенные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе создали. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского холона (супружеской подсистемы), убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. Конфронтация нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью.
В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, однако, неразрешенные конфликты с мужем делает женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде мать-младенец.
Часто это выражается в необоснованных невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия его утраты. При этом возможно формирование как неустойчивого типа воспитания, так и потворствующей гиперпротекции. Если ребенок очень похож на отца, с которым мать находится в состоянии конфликта, вероятно развитие эмоционального отвержения. 46.

46.Стадия экспериментирования с независимостью (по И.В. Добрякову). В каких психологических условиях оказывается ребенок, родившийся на  этой стадии?
часто совпадает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. Бессознательный страх того, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет предпринимать попытки каких-то изменений.
Человек нередко пытается выйти за рамки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью место и даже страну проживания. Если до этого семейная жизнь протекала гладко, и супруг достаточно внимателен к своей "половине", то он своевременно понимает, что с любимым человеком происходит неладное, помогает ему справиться с кризисом. В противном случае возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще женщиной) или (реже) с обоюдного согласия, к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в результате детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рождённых в стадии добрачных отношений, аналогичные отклонения семейного воспитания.

47. Генограмма семьи.
Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.
Генограмма семьи - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта - например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.
Условные обозначения:
кружок – женский пол
квадрат – мужской пол
перечеркнутый кружок или квадрат – умерший человек.
= дифференцированные взрослые отношения.
Три черточки – симбиотические отношения.
Три черточки и зигзаги – окрашенный симбиоз. Вместе не можем и раздельно не можем
––––  – дистантные отношения
^^^^  – конфиктные отношения
^^^^  – Амбивалетные отношения. Злятся, но любят друг друга.
–/–    – Разрыв
символы генограммы
Пример развернутой генограммы:

Пример развернутой генограммы

48. Стадия ренессанса (по И.В. Добрякову). В каких психологических условиях оказывается ребенок, родившийся на этой стадии?
заключительная стадия развития семейных отношений, на которой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, иногда отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога, семейное воспитание таких детей чаще всего происходит адекватно, реже по типу потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

49. Методологические принципы системной семейной психотерапии (по М. Боуэну).
Наиболее известные и широко используемые эвристики — это циркулярность, нейтральность и гипотетичность.
Циркулярность. Этот принцип гласит: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике. Проследим процесс перехода от рассмотрения случая в линейной логике к рассмотрению случая в циркулярной логике.

  • Нейтральность. Принцип нейтральности утверждает: эффективная психотерапия требует сохранения психотерапевтом нейтральной позиции. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым. Этот принцип соблюдать непросто. Наиболее частый вариант его нарушения — попадание женщин-психотерапевтов в позицию суперматери. В дисфункциональной семье страдают все, но страдание детей видится ярко, особенно в нашей центрированной на детях культуре.
    Кажется, что нерадивые родители несправедливо обижают детей. Психотерапевт занимает позицию защиты маленьких и беззащитных, сообщая тем самым родителям или матери этих детей: «Я была бы лучшей матерью этим детям, чем вы». Это сообщение очень легко прочитывается, и мать, естественно, защищается и сопротивляется. Это сопротивление, спровоцированное поведением терапевта, часто сводит все его усилия на нет. Семья прерывает терапию.
  • Гипотетичность. Основная цель общения терапевта с семьей — проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Как уже было отмечено выше, основные вопросы, которые задает себе семейный психотерапевт: зачем в семье что-либо происходит? каким образом наблюдаемая дисфункция используется системой?

50. Под влиянием каких групп факторов могут наступать кризисы в развитии семьи?
На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода:

Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:

  • Возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»;
  • Смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;
  • Несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;
  • Трудностей в становлении ролевой структуры семьи — распределения ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т. д.
  • Возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;
  • Материальных и жилищных затруднений.
  • Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:
  • Необходимость изменения ролевой структуры — появляются родительские роли — (уход за младенцем, воспитание детей);
  • Изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям с мужем;
  • Ухудшаются возможности профессионального роста супругов, становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби);
  • Возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временное снижение сексуальной активности;
  • По-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными остаются материальные и жилищные затруднения.

Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Кроме того, в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа проявить себя на стороне, «пока не поздно».
Кроме перечисленных факторов, при исследовании супружеских конфликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи, точнее — целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития находится данная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьи характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности очень часто возникают при переходе семьи от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.
Проблема стадиальности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий:

  1. добрачный период;
  2. семья до рождения ребенка;
  3. семья с детьми — дошкольниками;
  4. семья с детьми школьного возраста;
  5. семья с взрослыми детьми;
  6. семья после отделения взрослых детей.

51.  Какие основания положены в известные Вам периодизации жизненного цикла семьи?
В основе классификации Дюваля лежит рождения и стадии развития детей.
В основание классификации Добрякова лежат отношения между супругами.

52. Семейные кризисы.
Кризисы семьи: нормативные и ненормативные.
Кризисы, связанные с переходом стадии на стадию являются нормативными.
Возврат к ранним формам – регрессия. Остановка на одной стадии – фиксация.
Часто проблемы в семье связаны со способности семьи переходить со стадии на стадию.

С 0 на 1 – принятие на себя супружеских обязательств.
С 1 на 2 – освоение родительских ролей.
С 2 на 3 – принятие факта появления в семье новой личности.
С 3 на 4 – готовность включения детей в социальные структуры.
С 4 на 5 – принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст.
С 5 на 6 – экспериментирование семьи с независимостью подростка.

Ненормативные кризисы связаны с различными событиями (напр. смерть члена семьи)

53. Чем отличаются гармонично развивающиеся и дисфункциональные семьи в отношении разрешения конфликтов?
В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать.
В гармонично развивающихся семьях конфликты разрешаются конструктивно, а в дисфункциональных – деструктивно.
Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:

  • проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;
  • в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;
  • после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

  • проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие) (СВ. Ковалев);
  • противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными;
  • в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.

Таким образом, конструктивный конфликт — это конфликт, где «нет
побежденных и победителей», где выигрывают обе стороны, а деструктивный — это «навязывание победителем своей воли побежденному»

54. Задачи, решаемые семьей при вступлении ребенка  в подростковый возраст.
Установление в семье равновесия между свободой и ответственностью. Ребенок пытается выйти на независимость, его надо отпускать, но одновременно контролировать. Создание у родителей круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями. Ребенок готовится к вылету из гнезда, наступает второй сильный кризис. Здесь же стоит вопрос о карьере.

Обсуждение

Войдите: