dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Психологическая коррекция профессионально-личностных качеств специалистов профессий особого риска

+Список вопросов
  1. Сущность и содержание проблемы профессиональной пригодности специалистов профессий особого риска.
  2. Аспекты формирования профессиональной пригодности человека. Закономерности профессионального поведения лиц с различными акцентуациями характера.
  3. Классификация профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности (по Е.А. Климову).
  4. Сущность, содержание и особенности этапа подбора и разработки психологических методик определения профессиональной пригодности к деятельности в особых условиях.
  5. Характеристика методических приемов психологического анализа деятельности специалистов профессий особого риска таких как  трудовой метод, биографический метод, анализ ошибочных действий и алгоритмический анализ деятельности.
  6. Классификация психодиагностических методик, используемых для диагностики специалистов профессий особого риска.
  7. Нормальные и позитивные последствия преодоления человеком экстремальных трудностей. Возможные негативные личностные последствия экстремальных перегрузок.
  8. Сущность, содержание и особенности коррекционно-поддерживающий работы со специалистами профессий особого риска.

 

1. Сущность и содержание проблемы профессиональной пригодности специалистов профессий особого риска.
2. Аспекты формирования профессиональной пригодности человека. Закономерности профессионального поведения лиц с различными акцентуациями характера.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п., т. е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности:

  • Способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами.
  • Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подготовленность.
  • Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу. Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.).

Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки П. п. носят объективный характер. Помимо них еще выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.). П. п. не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования П. п. не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными. Поэтому выделяют два типа П. п.— абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт), и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). В заключение необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная П. п. оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установки и ценностные ориентации.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А. х. отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени; тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. А. х. свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к т. н. «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к др. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, где важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Основные типы А. х.: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий (паранойяльный), демонстративный (истероидный), дистимный, неустойчивый, конформный. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы А. х. Некоторые А. х. способствуют повышенной конфликтности личности, напр.: астенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий.
Легче всего диагностировать акцентуации характера в юном возрасте, в дальнейшем это может помочь при выборе профессии и сделать своевременную корректировку в воспитании. Можно узнать предрасположенность к наркотической и алкогольной зависимости. В большей степени акцентуация характера зависит от способа воспитания и социальной ситуации. Причинами возникновения могут быть и чрезмерная опека, и жестокое воспитание, и потворствующее воспитание и даже воспитание в условиях боязни болезней.
Разделяются акцентуации характера на 2 типа:

  • Скрытые выражены слабо или не выражены вообще, считаются нормой и проявляются только в трудных жизненных ситуациях.
  • Явные считаются крайним вариантом нормы с постоянными ярко выраженными чертами характера, независимо от присутствия или отсутствия психотравм.

Большая часть акцентуаций формируется в подростковом возрасте и сглаживаются до минимума со временем. Проявиться могут только в случаях постоянного воздействия на слабое место характера и становятся основой психозов.
Человек, наделенный психопатией, показывает свой характер на работе, дома, на отдыхе. Истероидная психопатия проявляется в привлечении к себе внимания, шизоидная - в стремлении к одиночеству, а при гипертимной человек в любых условиях слишком энергичен.
Считается, что при явно выраженных акцентуациях характера человек более одаренный, ярче выражается творческий потенциал, дети лучше учатся. Акцентуации характера в зависимости от ситуации могут способствовать возникновению психогенных патологий, либо же наоборот способствовать развитию уникальных способностей человека.
Границы между нормальными людьми и акцентуированными личностями практически не различимы, и выявлять таких людей нужно только ради индивидуального подхода.

 

3. Классификация профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности (по Е.А. Климову).
Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.
Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека.
Книги: Климов Е.А. Введение в психологию труда. - Москва, 1988 г.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Евгений Александрович Климов - ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук (с 1969), профессор (с 1970), заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ (с 1992 г.); декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (с 1986 по 2000 г.), заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (1983 – 2003).
Е.А. Климов разработал классификацию профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности:

  1. годность к деятельности – при отсутствии каких-либо противопоказаний;
  2. непригодность (временная или постоянная, практически непреодолимая) – наличие отклонений в состоянии здоровья, несовместимых с требованиями профессии;
  3. соответствие определенной области деятельности –нет противопоказаний по здоровью и имеются некоторые личные качества, которые указывают на возможность выбора определенной профессии;
  4. призвание человека к конкретному виду (видам) деятельности – высший уровень профессиональной пригодности, который характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям деятельности.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для данной деятельности. Степень пригодности определяется возможностями компенсации некоторых исходных недостатков в состоянии здоровья, уровне общего образования, развитии индивидуально-психологических качеств, профессиональной подготовленности и т. д. Возможности коррекции недостаточной пригодности обуславливаются лимитом времени для проведения этих мероприятий, насыщенностью программы подготовки, наличием условий для индивидуализации системы подготовки и т. д. Важным условием естественного изменения уровня пригодности или его плановой  регуляции (снижения или повышения профессиональных требований) являются, во-первых, допустимый уровень изменения профессиональных требований в связи с особенностями деятельности и, во-вторых, общая характеристика контингента (абитуриентов, кандидатов, специалистов) по медицинским, психологическим и другим показателям, из которого производится набор или который обучается, работает, а также наличие или отсутствие конкурса на обучение или замещение рабочих мест, должностей.

 

4. Сущность, содержание и особенности этапа подбора и разработки психологических методик определения профессиональной пригодности к деятельности в особых условиях.
5. Характеристика методических приемов психологического анализа деятельности специалистов профессий особого риска таких как  трудовой метод, биографический метод, анализ ошибочных действий и алгоритмический анализ деятельности.
Трудовой метод в психологическом изучении профессий
Сущность трудового метода состоит в том, что психолог, изучающий профессию, объединяет в своем лице и человека, знающего и владеющего данным видом деятельности, и человека, умеющего его анализировать.
В отличие от интроспекции трудовой метод изучения профессий, предложенный И. Н. Шпильрейном, предполагает обязательное соотнесение данных самонаблюдения с объективным содержанием трудовых задач, условиями протекания трудовой деятельности. Самонаблюдение в трудовом методе основывается и направляется данными об объективном содержании трудовой деятельности, условиях и средствах ее выполнения, которые могут получаться и другими методами (наблюдением, опросом, анализом документации и т.п.).
Процедура исследования профессии трудовым методом
При использовании трудового метода психолог овладевает допустимым минимумом профессиональных навыков, систематически изучая их в реальных условиях, ведя дневник наблюдений по определенной форме и заполняя его ежедневно в конце рабочего дня.
Протокол наблюдений строится по схеме, включающей пять основных пунктов:

  1. описание рабочего дня;
  2. указание наиболее трудных моментов;
  3. протоколирование явлений упражнения (автоматизации) трудовых действий;
  4. протоколирование явлений утомления;
  5. указание дефектов в организации труда и в инструктировании работников.

Рассмотрим более подробно содержание некоторых из этих пунктов.
Описание рабочего дня - это дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий. Например, следует отмечать и нелестные замечания мастера-руководителя типа: «Не сидеть сюда пришли, а работать», - когда исследователь сам присел у станка, и тот факт, что в процессе работы постоянно забывается последовательность манипулирования органами управления.
Анализ трудных моментов в работе при освоении профессии позволяет изучить их не «в поперечном разрезе» как трудности, тормозящие работу обученных работников, а «в разрезе овладения профессией», что дает возможность говорить о «поворотных пунктах», по которым, собственно, следует судить о главных трудностях профессии. Отсюда можно сделать ряд указаний для улучшения методов обучения. Например, в работе столяра важную роль играет умение правильно направить пилу; при обучении ткачих важную роль играет приобретение навыка связывать нитки тонким узлом и т.п.
При протоколировании явления упражнения отмечают все те облегчения, которые проявляются в день ведения протокола относительно предыдущих дней, например, моменты «внезапно появившегося ощущения облегчения». Особое внимание обращается на явление автоматизации, т. е. на такие изменения трудового процесса, при которых трудовые движения, прежде требовавшие сознательного напряженного внимания, начинают протекать автоматически.
В протоколах исследователей явление автоматизации отражается, например, в том, что правильное движение руки начинается прежде, чем осознается сигнал, требующий второго движения, тогда как в начале обучения постоянно приходится напоминать о том, какое движение является адекватным текущей трудовой операции.
Данные о явлениях упражнения особенно ценны при сравнении упражняемости различных действий. Одни из них «упражняются вдруг, т. е. переход от необходимости сознательного контроля над работой к полному овладению происходит внезапно», в других случаях происходит процесс последовательного овладения трудовыми движениями. В некоторых трудовых процессах явления автоматизации проявляются в том, что выполнение последовательности нескольких операций регулируется как бы «общим импульсом», при этом каждый предыдущий трудовой акт является сигналом последующего.
Исследование личности биографическим методом
Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.
В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.
Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.
Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.
Методологической основой психологического анализа ошибочных действий (ОД) является теоретическая концепция человеческого фактора.
Под человеческим фактором (ЧФ) понимается совокупность профессиональных физиологических, антропометрических, психологических и социальных возможностей и ограничений человека, неучет которых в конструкции оружия, боевой технике, способах их применения, тактике применения войск может привести к ошибочным действиям.
В структуру этого феномена входят: моральные, профессионально-боевые и психологические качества, физиологические особенности и состояния, физическое развитие и т. д.
При использовании ЧФ изучаются и учитываются:

  • конструкция оружия и боевой техники;
  • компоновка, размещение, средства кодирования и отображения информации;
  • эргономичность рабочего места, среды обитания, снаряжения, средств защиты, микроклимат в жилище, освещенность, газовый состав;
  • содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информационной и физической нагрузки, темп работы и др.);
  • организация деятельности, особенности режима труда и отдыха, руководство, управление, всестороннее обеспечение действий.

Психологический анализ ошибочных действий проводится с помощью метода анализа ошибок в работе специалиста. При использовании этого метода следует учитывать несколько его особенностей.

  1. Метод анализа ошибок является одним из наиболее сложных и применяется, как правило, в комплексе с другими.
    Вместе с тем, в зависимости от целей исследования анализ ошибок может проводиться и отдельно, без взаимосвязи с другими методами.
  2. Метод позволяет получить различную информацию:
    • о типичных ошибках специалистов и их психологических причинах;
    • о повышенных требованиях различных видов профессиональной деятельности к нервно-психической регуляции человека;
    • о наиболее сложных и трудновыполнимых профессиональных задачах, выполнение которых связано с увеличенной частотой ошибок человека;
    • о соответствии действующих специалистов требованиям безошибочной деятельности;
    • о способах взаимосогласования требований профессиональной деятельности к специалисту и требований специалиста к деятельности.
  3. Метод применяется преимущественно при изучении операторской или иной алгоритмизированной военно-профессиональной деятельности в системе «чело век—техника». При выявлении и квалификации действий военных специалистов как ошибочных их следует отделять от отказов и погрешностей.

Учитывая, что во многих случаях причинами ошибочных действий военнослужащих являются психологические факторы, в последнее время для анализа ошибок все чаще привлекаются военные психологи.
Сущность психологической оценки ОД состоит в осуществлении логико-временного и структурно-временного анализа, предполагающих его разложение на макроэлементы по составу движений и операций, по последовательности и времени выполнения каждой операции, его оценки и принятие решения.
Анализ ошибок специалиста слагается из следующих этапов.

  1. Изучение деятельности и выявление в ней признаков ошибочных действий специалистов.
  2. Квалификация этих действий как ошибок, погрешностей или отказов.
  3. Диагностика психологических причин выявленных ошибок.
  4. Классификация установленных ошибок.
  5. Определение требований к психологическим качествам человека, обеспечивающим безошибочную деятельность.
  6. Составление психологического заключения.
  7. Выработка рекомендаций по прекращению и профилактике ОД. При анализе ОД изучаются и оцениваются:
    • общее состояние работоспособности военнослужащего, допустившего ОД:
      • интенсивность нагрузки в предшествующий период и момент возникновения ОД;
      • регламент дня, недели, месяца;
      • особенности отдыха в отпуске, перед боевыми действиями; характеристика бытовых условий;
      • состояние физического здоровья;
    • психическое состояние перед совершением ОД:
      • наличие служебных и семейных конфликтов;
      • длительное ожидание;
      • излишняя спешка, определяемая объективными и субъективными обстоятельствами;
      • расслабление после успешного выполнения этапа боевых действий;
      • стресс.

Вся аналитическая работа должна дать ответ на вопрос: были ли действия военнослужащего оптимальными для конкретных объективных условий, а если нет, то чем были вызваны сбои.
Сущность алгоритмического анализа состоит в расчленении рабочего процесса на качественно разнородные составляющие, установлении временной и логической связи между ними, а также в выявлении их психологического содержания.
Алгоритм – это строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса. Существуют различные формы алгоритмического описания рабочих процессов: словесное описание, составление логических схем в символической форме, кинематических графиков и т. д. В любом случае описательная форма алгоритма представляет собой изложение всех операций, выполняемых специалистом в определенной последовательности.
В качестве элементарных составляющих алгоритма берутся оперативные единицы, которые как нечто цельное используются человеком в его работе. Такими единицами (элементарными действиями) являются восприятие или извлечение из памяти образов, понятий, суждений, а также действия, простые или сложные, но имеющие законченность в деятельности специалиста.
К числу их относятся, например, считывания показаний с приборов, осуществление вычислительных операций, включение тумблеров и т. д. Состав и объем оперативных единиц являются относительно устойчивыми в пределах данного вида деятельности.
В конечном итоге алгоритмическое изучение трудового процесса позволяет получить его операционно-структурное описание и раскрыть психологическое содержание как отдельных операций, так и деятельности в целом.

 

6. Классификация психодиагностических методик, используемых для диагностики специалистов профессий особого риска.
7. Нормальные и позитивные последствия преодоления человеком экстремальных трудностей. Возможные негативные личностные последствия экстремальных перегрузок.
Негативные изменения психической деятельности у части людей в экстремальных ситуациях. У части граждан и сотрудников ПОО, не обладающих соответствующими качествами и подготовленностью, попадание в экстремальную ситуацию вызывает негативные (нарушающие психическую деятельность, действия и поведение) изменения (которые часть психологов склонно называть дезадаптивными).

  1. Негативные изменения в функционировании основных сфер и компонентов психической деятельности.
    1. В целемотивационной сфере возникает борьба мотивов, снижение уровня мотивации, усиление роли индивидуалистических, эгоистических, корыстных мотивов, отказ от части социально и профессионально значимых ценностных ориентаций, обострение инстинкта самосохранения, ослабление мотивов достижения цели и подмена их мотивом избегания неудач, отказ от долговременных целей и подчинение поведения сиюминутным интересам, переход на ситуативное поведение - только реагирование на разные факторы, поиск оправданий за сорванные или невыполненные задания. Напряжения в целемотивационной сфере, имеющие сильную социальную и моральную окраску, психологически наиболее тяжелы, не выдерживающий их человек изменяет самому себе, своей совести, ценностям жизни и профессиональной деятельности.
    2. В познавательной сфере: ослабевает способность мыслить нормально, ухудшается логичность, сообразительность, скорость мышления, понимание обстановки, находчивость, наблюдательность, сужается внимание (часто до мыслей об опасностях, выживании), преувеличиваются трудности и опасности, возникают провалы памяти, появляются иллюзии, искажается восприятие времени, умножаются поступки побуждаемые верой в приметы и др.
    3. Часты и разнообразны эмоциональные отрицательные (неприятные) явления: повышенная озабоченность, беспокойство, чрезмерное волнение, раздражительность, «взвинченность», неуверенность, недоверие, подозрительность, тоска, опасения, тревога, боязнь неудачи, страх, чувства бессилия, бесперспективности, обреченности, подавленности, безнадежности, отчаяния, притупление чувств, возникновение безразличия, апатии, заторможенности, недовольства, возмущения, злости, чувства вины, раскаяния, стыда, угрызений совести, горя, стыда, аффектов, ужаса и др.
    4. Негативные волевые изменения обнаруживаются в: колебаниях, нерешительности, растерянности, ошеломленности, оцепенении, утрате веры в успех, недооценке своих возможностей, снижении целеустремленной активности, ослаблении настойчивости, упорства, инициативности, появлении боязни ответственности и самостоятельных решений, ухудшении самообладания, утрате смелости, выдержки, стойкости, появлении неорганизованности, метаний, переходе к авантюрным действиям «на авось», возникновении рефлексивного поведения, пассивного подчинения ходу событий, «воле судьбы», уступке инициативы противнику, потере воли к сопротивлению, утрате воли к выживанию, непомерном употреблении алкоголя и др.
    5. Неблагоприятные психофизические изменения: появление тремора (дрожания), озноба, выделения пота, сильной усталости, слабости, изнурения, истощения, мышечной «зажатости», оцепенения, суетливости, утраты координации движений, боли, неприятных ощущений от холода, жары, грязи, промокшей одежды, удушающего воздуха, возникновение головокружения, тошноты, рвоты, обморока, непроизвольное или учащенного мочеиспускание или испражнений («медвежья болезнь») и др.
  2. Более значительные негативные изменения в экстремальных ситуациях бывают в форме трудных психических состояний.
    1. Состояние психологической оглушенности – затрудненного функционирования сознания человека. Окружающее воспринимается и понимается смутно, словно сквозь туман. Основные достоинства личности человека, положительные стороны его мотивации (патриотизм, долг, ответственность, мораль, честь, личное достоинство и пр.) продолжают регулировать главные параметры его поведение и действия, но временами возникают срывы.
    2. Состояние подсознательного автоматизма характерно утратой сознательного самоконтроля за поведением и действиями. Регуляция опускается на подсознательный уровень и активность человека приобретает характер функционирования человека-машины, автомата, реагирующего разрознено на наиболее близкие и кажущиеся наиболее опасными факторы. Сохранению элементарно правильного поведения служат профессиональные навыки.
    3. Фрустрационное состояние (фрустрация) - возникаетпри столкновении человека на пути к достижению цели, удовлетворению сильного желания, потребности с непреодолимым препятствием (трудностью), или кажущегося ему таковым.Типичны чувства «крушения надежд», разочарования, растерянности, отчаяния, тоскливой безысходности, разочарования, раздражения, гнева, огромного напряжения, лихорадочного поиска выхода из положения. Фрустрация может разрушать целесообразную деятельность и приводить к подмене ее неадекватными «заменителями»: агрессией, фиксацией (повторением неэффективных способов поведения), отказом, механизмами психологической защиты.

Позитивные изменения психической деятельности у части людей в экстремальных ситуациях. Известный психолог Б.М. Теплов, исследовавший опыт войн и деятельность людей в них, писал в 1945 году: «…снижение умственных возможностей в опасной ситуации вовсе не является неизбежным… У всякого хорошего воина, а тем более у всякого хорошего полководца, дело обстоит как раз наоборот: опасность не только не снижает, а наоборот, обостряет работу ума». И далее: «В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т.е. понижающих жизнедеятельность… Однако страх вовсе не является единственной возможной реакцией на опасность... Опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т.е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее психическую деятельность». Г. Селье отмечал, что многим людям присуща жажда свершений, потребность служить определенным политическим идеям, стране, семье, морали, благородным целям или просто исполнять долг в ЭУ. Исследования военных и юридических психологов, анализ практики, проведенные в последние десятилетия, подтвердили, что экстремальные факторы и ситуации у части людей, обладающих определенными качествами, подготовленностью и опытом, вызывают положительные изменения в психической деятельности и способствуют успеху действий. Основные виды их у сотрудников ПОО таковы.

  1. Интенсификация функционирования основных сфер психики. В сфере мотивации происходит интенсификация мотивации, усиливается мотивация достижения,повышение уровня мотивации: преобладание мотивов российского патриотизма, верности служебному долгу, Присяге, законопослушания, коллективизма, желания следования положительному примеру, верности традициям, мести за погибших, за поругание над ними, за жестокость, желания испытать себя, самоутверждаться, здорового честолюбия - желание отличиться, быть замеченным, сформировать мнение о себе как смельчаке и герое, заслужить одобрение, награду и др. У части сотрудников, неоднократно побывавших в опасных, рискованных ситуациях, возникает экстремальная «адреналиновая зависимость», потребность и тяга к тому, что бы еще раз «пощекотать себе нервы». В познавательной сфере: снижаются пороги ощущений и повышается чувствительность органов чувств (зрения, слуха, обоняния и др.), улучшается внимательность, осмотрительность, активизируется, ускоряется и оптимизируется мышление, повышается его расчетливость и прогностичность, улучшается работа памяти, повышается доля быстрых, интуитивных решений, и др. Вэмоциональной сфере: обостряются высшие чувства патриотизма, коллективизма, личного достоинства, уважения к себе, порядочности, совести, возрастает эмоциональный подъем, увлеченность, азарт, страсть, вера в свои силы и успех, устанавливается оптимальная интенсивность психологического стресса, повышенная толерантность, эмоциональная устойчивость к психогенным факторам, возникают чувства радости, восторга при достижении успеха, гнев, злость, презрение, ненависть, ярость. А.С. Пушкин писал: «Есть упоение в бою». Положительным изменениям в волевой сфере свойственны: оптимальная мобилизованность, концентрация сил на решение задачи, внутренняя готовность к встрече с трудностями и их преодолению, повышение бдительности, большая настойчивость и упорство в достижении целей, проявления стойкости, мужества, в ряде случаев и готовности к самопожертвованию, устойчивость к временным неудачам, самообладание. В психофизиологической сфере: ускоряются адаптационные перестройки в организме (биологический эустресс), проявляется высокий уровень работоспособности, повышенная выносливость к дискомфортным условиям, мышечная сила, устойчивость к заболеваниям, снижение болевой чувствительности.
  2. Актуализация и доминирование главных личностных качеств и достоинств.Нигде человек не обнаруживает себя столь демонстративно как личность, как в экстремальных ситуациях, особенно опасных для жизни. При этом проявляются главные особенности его мотивации и морали, а так же иные доминирующие качества. У подготовленных сотрудников это проявляется в полной самоотдаче и решительности в достижении главных жизненных целей и защите личностно значимых ценностей, отсутствии колебаний и борьбы мотивов долга и личной выгоды, готовности к энергичным, смелым, напористым, неотступным действиям, боевитости, устойчивости к риску, опасностям, демобилизующим, расслабляющим факторам, бдительности, осмотрительности и разумной осторожности, собранности и готовности к неожиданностям, быстроте реакций, полном владение собой.
  3. Возникновение состояния духовного подъема и полной мобилизации сил. Это особое состояние высокого личностно-деятельностного настроя, называемого в разных видах деятельности рабочим, деловым, служебно-боевым или боевым(«боевым духом»), куражом.
  4. Напряженнейший поиск и реализация максимально успешных стратегий поведения. Они отличаются чаще всего активно-преобразующим (а не приспособительным) характером, наступательностью (а не обороной), решительностью (а не господствующей осторожностью и робостью), творчеством (а не пассивной исполнительностью), гибкостью и нестандартностью (а не шаблонностью). Успеха добивается тот, кто не является пленником событий, не мирится с тем, в какие условия они его ставят, не ждет пассивно, что условия когда-то сами улучшатся. Успех в ЭУ не может быть уделом случайности. Он пестуется, выковывается, создается, рождается как продукт активной, упорной и целеустремленной деятельности, ориентированной не на половинчатый, а полный конечный результат.

 

8. Сущность, содержание и особенности коррекционно-поддерживающий работы со специалистами профессий особого риска.
Охрана здоровья специалистов, работающих в сложных условиях жизнедеятельности, относится к одной из ключевых проблем медицинской науки и практики. Особенно актуальна данная проблема для медицины катастроф, решающей задачи организации и оказания своевременной помощи пострадавшему при ЧС населению и членам аварийно-спасательных формирований. В последние годы в связи с увеличившимся числом различного рода чрезвычайных ситуаций, террористических актов, локальных вооружённых конфликтов значительно возрос интерес исследователей к дезадаптационным состояниям, которые выявляются в различных социально-профессиональных группах населения и, в частности, у лиц опасных профессий. Условия профессионального труда данной категории специалистов характеризуются, прежде всего, сложностью обстановки, в которой им приходится действовать, реальной угрозой для жизни, необходимостью принятия ответственных решения, дефицитом времени, высоким уровнем психоэмоционального напряжения, что предъявляет значительные требования к механизмам психологической и физиологической защиты.
Кроме того, в число лиц опасных профессий входят сотрудники специальных служб России, несущие военную службу в зонах локальных вооруженных конфликтов и участвующих в боевых действиях. В результате работы в таких условиях у них выявляется широкий диапазон психических расстройств - от психологически понятных реакций до устойчивых психопатологических состояний, относящихся преимущественно к невротическому уровню.
Тем не менее, несмотря на существующую систему медико-психологического обеспечения, деятельности сотрудников спецслужб 'далеко не всегда удаётся предупредить развитие расстройств невротического уровня,- являющихся в 61,4 % случаев основной причиной их увольнений. Ведущиеся в этой области разработки оказываются недостаточно результативными, о чем свидетельствуют данные отчетов военных госпиталей, по данным которых расстройства невротического уровня по-прежнему являются ведущей патологией и составляют в среднем 73% от всех психических расстройств.
Исходя из этого, особенно актуальной в плане сохранения «профессионального долголетия», повышения надёжности и качества труда специалистов становится проблема своевременного и эффективного оказания психолого-психиатрической помощи.
Основные коррекционные действия возможны после тщательной диагностики:
Клинико-анамнестический метод:
анализ состояния здоровья работников на момент поступления, анализ анамнестических сведений об изменении психического состояния в процессе исполнения служебных обязанностей в сложных и опасных условиях. Для этого использовались наблюдение, клиническая беседа, применялся анкетированный опрос, изучались карты историй болезни, журналы динамического наблюдения, служебные документы и статистические сведения.
Клинико-психологический метод включал проведение клинических бесед, динамическое наблюдение и углублённое психологическое обследование, для которого применялись психодиагностические методики, хорошо зарекомендовавшие себя в клинической психологической практике( многофакторный личностный опросник БР1; шкала оценки психической активации и эмоционального тонуса, шкала астенического состояния )
Непосредственно при коррекционной работе используются методики аутогенной тренировки и техники релаксации, визуализации и медитации,методы, широко описанные в психологической литературе: методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона (техника нервно-мышечного расслабления); техники нейролингвистического программирования, направленные на изменение убеждений, быстрого лечения фобий, регуляцию поведения; техника поведенческого направления «Метод систематической десенсибилизации».
Методика аутогенной тренировки.
Аутогенная (от греч. autos - сам и genos - возникающий) тренировка - метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом Дж. Шульцом  в 1932 г. При этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления - релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. Шульц обратил внимание на то, что у гипнотизируемых обычно возникает ощущение тяжести и тепла в теле. Первое связано с ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда родилась мысль вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущений тяжести в теле. Сеанс заключается в том, что человек садится в удобной позе или ложится и в состоянии покоя мысленно повторяет несколько фраз, вызывая у себя определенные ощущения.
В процессе тренировки нужно будет последовательно овладеть шестью упражнениями: вызывание ощущения тяжести, вызывание ощущения тепла, регуляция ритма сердечной деятельности. Предварительно испытуемому рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиения. Если он этого не умеет, то при выполнении упражнения первые дни рекомендуют класть правую руку на область сердца, чтобы ощущать сердечный толчок (под локоть руки подкладывается подушечка, чтобы рука лежала повыше). Упражнение считается усвоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности.; регуляция дыхания , вызывание ощущения прохлады в области лба, влияние на органы брюшной полости, вызывание ощущения прохлады в области лба. Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающее во время аутогенной тренировки, сопровождается ослаблением тонуса не только поперечнополосатой, но и гладкой мускулатуры, а также уменьшением эмоциональной напряженности. Состояние покоя и релаксации является гипнотическим фазовым. В связи с чем особую силу приобретают самовнушения. Особенностью релаксации является то, что она вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможны контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений.
Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону для лечения стресса.Впервые предложен Джекобсоном в Чикаго в 1922 г. и затем постепенно усовершенствован им (1948). Наблюдая за лицами, находящимися в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, Джекобсон подметил, что у них всегда имеется напряжение поперечнополосатых мышц, иначе говоря, умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если же мышцы расслаблены, то всегда оказывалось, что люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя, ни о чем не думали и у них не возникало никаких представлений или эмоций. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечной релаксации для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Техника релаксации по Джекобсону сводится к проведению систематического курса тренировки, ставящей целью научиться вызывать произвольное расслабление поперечнополосатых мышц в покое. Для этого рекомендуется проводить гимнастику, напоминающую упражнения индийских йогов по расслаблению мышц тела.( релаксация мышц рук, ног, брюшных мышц, ягодичных мышц, дыхательные мышцы, плечевые мышцы, мышц глаз, лицевых мусколов.  Упражнения выполняются попеременно)
Психотерапия систематической десенсибилизацией — форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И.П. Павлова. Основывается на предположении, что при псих.напряжениях (страхи, фобии, стресс) происходит закрепление стимула, вызвавшего негативные переживания, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.
Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа:

  • составление списка пугающих ситуаций или стимулов с указанием их значимости или иерархии;
  • обучение какому-либо методу мышечной релаксации с целью формирования навыка создавать физическое состояние, противоположное состоянию при эмоции страха, то есть навыка тормозить реакцию страха;
  • поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации. Примером может быть работа с транспортной фобией. Больного обучают, например, методу аутогенной тренировки. Затем больного учат представлять себя находящимся в метро, сохраняя ровное дыхание и расслабленные мышцы. Затем инструктор может спуститься с ним в метро, помогая контролировать дыхание и состояние мышц. Затем инструктор может проехать с больным вместе одну остановку. На следующий день больному предлагается одному спуститься в метро, контролируя дыхание и состояние мышц, на следующий — проехать одну остановку, и так далее до исчезновения реакции страха.

При расстройствах невротического уровня значительно раньше и чаще (на 1-3 день пребывания в ЧС) встречаются психические нарушения в когнитивной сфере, которые отражают ухудшение интеллектуальных процессов у лиц опасных профессий. При изменении условий на благоприятные (пребывание на отдыхе, лечении в госпитале) данные расстройства быстро исчезают (на 3-5 день), и на первый план выходят невротические проявления, связанные с мысленной переработкой событий и системы отношений (к ситуации и себе), с которыми и приходится работать психологу.
Коррекционная работа должна вестись под строгим соблюдением всех принципов и норм:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции - отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип нормативности развития.. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
  3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
  4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
  5. Принцип системности развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

Одни из современных специалистов, занимающихся  подобным направлением : Кекелидзе 3. И., Щукин Б. П., 1998; Уманский С. М.,.2000; Наврузова С. К., 2002; Волошина О.В., 2003; Ларцев М.А., 2003; Арсанукаева А. С., 2005; Шойгу Ю.С., 2007; Андреев A.A., 2007; Шевченко Т.И., 2007 и др.

Обсуждение

Войдите: