dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Карьерный песок

Промресурс: карьерный песокотличного качества.

Качество жизни и его поведенческие составляющие

+Содержание

Введение
Определения понятия «качество жизни»
Поведенческие составляющие качества жизни
Заключение
Литература

 

Введение

Качество жизни на сегодняшний момент является центральным понятием для жителей развитых и развивающихся стран. Часто качество жизни путают с таким понятием как уровень жизни, который отражает лишь материальную составляющую жизни человека. Как было выявлено в литературе качество жизни не обязательно зависит от материальных средств, а иногда и вовсе противоположно их уровню. Так как многие стремятся жить хорошо и видят это «хорошо» только в накоплении денежных средств. А другие, имея денежные средства, чувствуют себя несчастными. Из этого следует, что необходимость повышения качества жизни существует, и среди обездоленных, и среди богатых.
Поведенческие составляющие качества жизни мало изучены в современной научной психологии. И малоизвестно как в поведении проявляется качество жизни. Лишь малочисленные исследования говорят о взаимосвязи концепций, включающих поведенческую составляющую, с концепцией качества жизни.
Цель исследования: Выявить поведенческие составляющие качества жизни.
Задачи:

  • Проанализировать литературу на предмет качества жизни.
  • Выделить поведенческие составляющие качества жизни

 

Определения понятия «качество жизни»

Качество жизни — (1) субъективная оценка благополучия, основанная на воспринимаемом различии между действительным и желаемым состоянием жизни (2) восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут, в соответствии с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами (ВОЗ). Оценивание собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально-признанной для данной культуры на данном временном историческом отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся на субъективную иерархию жизненных ценностей и представлений о субъективном благополучии. Эти оценки в разных системах измерения могут не совпадать.
Качество жизни человека рассматривается как одна из причин и следствий его индивидуального здоровья. Составная часть К. ж. — переживание субъективного благополучия. Близкое к К. ж. понятие — "удовлетворенность жизнью". Н. М. Брэдбери в качестве показателя удовлетворенности жизнью использовал показатель эмоционального баланса, рассчитывающийся как сумма положительных эмоций минус сумма отрицательных эмоций (обнаружилось, что этот показатель имеет нормальное распределение). Однако выяснилось, что этот глобальный показатель обладает малой ценностью. Многими авторами разрабатывались классификации областей жизни, которые в своей совокупности отражают общее качество жизни индивида. Исследовался и конкретный вклад когнитивных, аффективных и поведенческих факторов в результирующую оценку качества жизни в каждой сфере. (Н. Д. Творогова)
Качество жизни является более широким понятием, чем счастье и благополучие. Однако качество жизни включает в себя счастье и благополучие. Относительно поведенческого или конативного компонента в сферах счастья и благополучия очень мало. Однако современные авторы выделяют конативный компонент. Р.М. Шамионов в своей концепции благополучия выделяет конативный компонент, но четкого описания что в него входит не нашел. С поведенческим проявлением счастья все более или менее понятно. Счастье проявляется в увеличении активности, повышении настроения, и поведенческие проявления счастья можно наблюдать у обычных животных. Счастье наравне с благополучием и удовлетворенностью жизнью рассматривает Свередюк Е.В. К конативному компоненту счастья он относит оптимистичное отношение к жизни через призму внутриличностных и межличностных отношений.
Смыслообразующая функция этой характеристики состоит в том, что оно как интегральное отношение личности в конкретный момент к жизни является не простым переживанием человеком жизненной ситуации, а имеет для него ценностное значение, придает смысл и задает цели будущего развития в жизнедеятельности субъекта (А.В. Баранова, Е.Б. Моргунов)
Психологическими составляющими качества жизни, по мнению ряда специалистов, являются ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и социально значимые ценностные ориентации личности (А.М. Алмакаева, А.В. Баранова, И.А. Джидарьян, Г.М. Зараковский, В.И. Кулайкин, Т.Н. Савченко, Е.А. Угланова, E. Diener, M. Rapley, D. Shin, R. Veenhoven и др.). Определяющая роль в их детерминации принадлежит личностным характеристикам человека (Н.В. Андреенкова, А.В. Баранова, M. Argyle, E. Diener, R. Veenhoven и др.). В зарубежной психологии в качестве таких характеристик рассматриваются экстраверсия, внутренний контроль, высокая самооценка, самоуважение, самопринятие, оптимизм, жизнерадостность и умение планировать и продуктивно использовать время (M. Argyle, E. Diener, A. Campbell, Т. Lischetzke, R. Lucas, R. Veenhoven и др.). В отечественной психологии - самореализация, активность, смелость, ответственность, способность к самовыражению, мотивационная направленность, совладающее поведение, уверенность и др. (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Головина, И.А. Джидарьян, Г.М. Зараковский, Т.Н. Савченко). Наибольшее влияние на оценку качества жизни, по мнению Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной, оказывает уверенность в себе.
Как отмечают Г.В.Бурковский, Е.В.Левченко, А.М.Беркман качество жизни – это не уровень жизни, не образ жизни, не благосостояние. Качество жизни – это отдельная характеристика. Соотношение радостей и печалей в жизни человека относительно субъективного восприятия этого человека.
Получается, что к понятию качество жизни так же близко понятие успешности. И качество жизни определяет успешность человека в жизни.
Шатрова А.О. качество жизни рассматривают через степень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей, связанных с восприятием людьми своего положения в зависимости от системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. При этом выделяется пять типов потребностей, удовлетворение которых влияет на качество жизни.
Базовыми для существования являются физические потребности, включающие в себя потребности в пище, чистоте, одежде, сне и т.п. Второй элемент оценки качества жизни - средные потребности, включающие потребности в удобной, комфортной окружающей среде, в развитой инфраструктуре общества как гражданского института. Неоспоримо и то, что в условиях рыночной экономики обязательным и необходимым для удовлетворения становится определенный уровень материального обеспечения, позволяющий оплачивать себе конкретные услуги по созданию подобной инфраструктуры.
Третий уровень - асоциально-психологические потребности - индивидуальные потребности человека в ощущении независимости от общества как социального и гражданского института. Он включает в себя необходимый уровень активности, работоспособности, ощущение независимости от общественной и политической системы.
Социально-психологические потребности являются противоположной предыдущим и заключаются в потребности человека во всестороннем взаимодействии с обществом. К нему можно отнести успешные личные взаимоотношения, мышление, концентрацию, самооценку, отрицательные переживания.
Эти два уровня полярных потребностей человека во взаимодействии с социумом связаны с материальным обеспечением косвенно, поскольку зависят от физического и эмоционального состояния, способности соответствовать социальным группам по внешним атрибутам или возможности в рыночных условиях приобретать товары и услуги, обеспечивающие ту независимость, которая определяет асоциально-психологические потребности.
Пятая группа потребностей - духовная - религия и личные убеждения, являющиеся неотъемлемыми элементами психологического состояния здорового и счастливого человека. Человек не может задумываться об удовлетворении высших потребностей без должного уровня комфорта, достигнутого на первых уровнях, где решающими (прямо материальные потребности) либо существенно влияющими (косвенно материальные потребности) являются материальные активы, имеющиеся у человека.
Таким образом, в современных условиях важным фактором, влияющим на мировоззрение, психологическое самовосприятие человека, является материальное обеспечение. Поэтому качество жизни населения как субъективный показатель следует оценивать по степени материального обеспечения с дополнением по формам материальной поддержки государства и самооценки населением данного показателя. Ограничивать определение качества жизни рамками только доходно-расходных отношений нельзя. Установление материальных связей между показателями в разных плоскостях отражает вариативность показателя, а выделение конкретного фактора (материальная обеспеченность) - степень ответственности его за изменение качества жизни населения на разных уровнях. Это может помочь в прогнозировании проблем, связанных с политическим курсом в социальной или экономической областях.
Леонтьев Д.А. отмечает, что ныне распространенное явление как «даунфишинг» в противовес материальному обеспечению ставит состояние гармонии. И материальное обеспечение необходимо только до определенного уровня и при развитии определенных компетенций может даже уменьшаться, при повышающемся качестве жизни.
Еще одним не маловажным аспектом качества жизни является состояние здоровья и общая адаптация. Так как больной человек страдает не только нарушение физиологической функции, а так же это нарушение вызывает психологические изменения, которые негативно воздействуют на человека.
Так было проведено исследование на детях, страдающих хроническими заболеваниями. И не смотря на ремиссию, отмечается преобладание пассивного типа реагирования на стрессорное воздействие (наличие хронического заболевания). У них формируются защитные психологические механизмы, проявляющиеся в виде снижения общего самочувствия, активности, настроения, вялостью, задумчивостью, робостью, отсутствием реакции активного протеста в виде агрессии и гнева, сниженной подвижностью и способностью устанавливать социальные контакты. (С.И.Мандров, Л.А.Жданова, Л.А.Василенко, Е.В.Селезнева)
Поведенческие составляющие качества жизни
Из вышеперечисленного можно выделить следующие поведенческие составляющие качества жизни:

  • Поведение, направленное на себя
  • Межличностные взаимодействия
  • Поведение с деньгами
  • Самовыражение

Общая характеристика поведения у людей с низким качеством жизни может характеризоваться как движение в небытие. Пессимистическое отношение к жизни, снижение поведенческой активности, «затухание жизни». С высоким качеством жизни люди оптимистичны, жизнерадостны, активны, творчески подходят к своей самореализации. Причем ряд исследователей отмечают, что качество жизни не зависит от материального обеспечения. Главное, что бы человеку хватало на удовлетворение базовых потребностей. (Д.А. Леонтьев)
Поведение, направленное на себя может выражаться в самобичевании, аскетизме, рисковом поведении у людей с низким качеством жизни. У людей с высоким качеством жизни поведение направлено более на самореализацию личности. И в этом аспекте будет направленно на саморазвитие, самоподдержку, оптимистичном отношении к себе, поддержание здорового образа жизни.
Межличностные взаимодействия сильно зависят от отношения к себе и восприятия своего статуса. При низком качестве жизни на фоне понижения общей активности снижаются социальные контакты, человек прибегает чаще к защитным механизмам вытеснения и избегания для того, что бы не подтверждать своего негативного самоотношения. Проявляется защитная агрессия к окружающим, которая так же препятствует межличностным отношениям. При высоком качестве жизни человек творчески подходит к изменению самоотношения, имеет комфортное количество социальных контактов, самореализуется в обществе. Причем этот параметр не связан с заболеванием как таковым. Существуют инвалиды, которые радуются жизни, участвуют в соревнованиях, общаются, находят себя и помогают здоровым людям. Люди, которые принимают и творчески адаптируют свои особенности к жизни. А есть практически здоровые люди, которые воспринимают себя негативно и не могут «найти себе место», не могут управлять отношением к своим особенностям.
Поведение с деньгами достаточно спорный и мало исследуемый вопрос. Существует несколько стратегий: расточительство, сверхэкономия, рациональное использование. Рациональное использование денег, видимо, используют люди с высоким качеством жизни, иначе бы их качество жизни снижалось бы. Расточительство приводит к нехватке денежных средств на удовлетворение базовых потребностей, на чем и основано качество жизни. Сверхэкономия – ограничение удовлетворения потребностей, но тут многое зависит от целей этой экономии.
Самовыражение у людей с высоким качеством жизни не ограничивается ими самими, поэтому эти люди творчески подходят к жизни и к самим себе. Это способствует самовыражению, как демонстрации себя, своих особенностей, своих достижений. Это возможно благодаря самоприятию. Люди с низким качеством жизни ограничивают себя, вследствие того, что сами себя не принимают. Это сильно суживает возможности самовыражения для таких людей.

 

Заключение

На основе проанализированной литературы было выявлено, что исследований поведенческой составляющей качества жизни почти отсутствуют в научной психологии. Но в структуре качества жизни присутствует когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный) компоненты. Лишь на основе взаимосвязанных с качеством жизни концепций и собственного жизненного опыта можно было выделить следующие поведенческие составляющие качества жизни, не претендующие на полноту:

  • Поведение, направленное на себя
  • Межличностные взаимодействия
  • Поведение с деньгами
  • Самовыражение

Тем самым мы немного продвинулись к цели, поставленной нами в начале. Задачи реферативной работы выполнены.
Можно так же отметить, что качество жизни наиболее разрабатывается в русле позитивной психологии. Эти исследования и наиболее полная концепция качества жизни появилась 2004 г. Это говорит о том, что сама модель молода для психологического знания и как следствие малоизучена.

 

Литература:

  • Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
  • Свередюк Е.В. Ментальные репрезентации счастья студентов-психологов. // Современные научные исследования и инновации. – Май, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/543
  • Баранова, A.B. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни Текст. : дис. . канд. психол. наук / A.B. Баранова. -Москва, 2005. 197 с.
  • Качество жизни, эмоционально-поведенческие реакции и особенности течения гастродуоденита у детей. С.И.Мандров, Л.А.Жданова, Л.А.Василенко, Е.В.Селезнева. ГОУ ВПО ИвГМА Министерства здравоохранения России, Иваново.
  • Шатрова А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения
  • Г.В.Бурковский, Е.В.Левченко, А.М.Беркман Об исследованиях здоровья и качества жизни Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Обсуждение

Войдите: